Путь к технологической независимости

Российский бизнес справится с задачей импортозамещения
Источник: Ведомости

Многие нагнетают, утверждая, что нужно как можно скорее заменить западное программное обеспечение (ПО) на отечественное. На самом деле в этом нет острой необходимости. Во-первых, в обязательные компании к импортозамещению попали государственные организации, компании, обслуживающие критические важные объекты инфраструктуры, и компании с государственным участием. Остальному бизнесу рекомендовано приступить к исполнению программы повышения своего технологического суверенитета.

Частным компаниям спешить не нужно, тем более что рынок российских вендоров в настоящее время и так сильно перегрет и перегружен заказами. Поэтому, если уже куплены лицензии SAP, Oracle или любые другие бессрочные лицензии на бизнес-приложения, стоит внедрять их.

Тут как минимум два позитивных момента: стоимость консалтинговых услуг по внедрению западного ПО сейчас падает в связи с малым количеством заказов и можно найти высококлассную команду на внедрение; в России достаточное количество компаний и специалистов, готовых взять на полную поддержку ПО покинувших Россию вендоров. Бизнес сможет выстроить поэтапный и плавный переход на российское ПО в течение 3–7 лет, воспользовавшись опытом компаний с государственным участием.

Тем, кто попал в категорию обязательных к импортозамещению, потребуется запустить и ускорить процесс замены зарубежного ПО, ведь многие директивы требуют осуществить замену до 2024 г. Скорее всего, эта дата будет пересматриваться, ведь в реальности российский рынок пока просто не готов сделать замену всего ПО в такие сжатые сроки.

Что можно сделать за несколько месяцев

Начать путь к технологической независимости стоит с понимания — требуется ли компании на самом деле заменить что-то из программного обеспечения.

Для этого необходимо провести полную инвентаризацию используемого ПО, выделив то, которое перестало поддерживаться или распространяется по подписке, — его предстоит заменить в первую очередь. Инвентаризация позволит построить аналитические отчеты для контроля процента импортного софта в компании и отчетности для Минцифры. Как правило, этот шаг занимает от двух недель до 1,5 месяца с учетом размеров компании и сложности ее IT-инфраструктуры.

После формирования перечня софта, который необходимо заменить, следует проанализировать и оценить доступные аналоги. Сейчас это сложный вопрос, поскольку на рынке появилось множество компаний, которые обещают провести замену всего импортного ПО в кратчайшие сроки — от месяца до полугода. Но при выборе нового вендора необходимо учитывать не всегда очевидные не IT-специалисту риски.

На что обратить внимание при замене ПО

Перед переходом на новое ПО следует узнать, сколько лет вендор на рынке, на какой стадии разработки находится продукт и какое количество внедрений осуществила компания. К новообразовавшимся организациям необходимо отнестись с особой внимательностью. Новый вендор — это всегда большие риски и в то же время неплохие возможности. Как он получает финансирование на разработку? Если это структура с серьезными инвесторами, понимающими путь развития IT-компании, возможно, у компании есть профессиональная команда с ограниченным опытом внедрения нового продукта. Стоит учитывать, что есть риск стать первым или единственным клиентом, кто в последующем потребует профессиональной поддержки и развития, которой не окажется у «молодого» вендора. С производителями ПО, которые давно на рынке, такой риск тоже есть, но он минимален.

Важно понимать, какой программный продукт поставляется — у него открытый или закрытый код. Если продукт имеет закрытый код, то лучше узнать, есть ли у вендора партнерская сеть, которая сможет поддерживать продукт. Если ее нет или она очень небольшая, повышается риск, что при обслуживании вы займете длинную очередь из тех, кто хочет модифицировать продукт, но не может это сделать без непосредственного участия вендора.

Для программных продуктов, которые предназначены для автоматизации бухгалтерии или других служб предприятия, сдающих отчетность в государственные органы, следует уточнить стратегию вендора по поддержке изменений законодательства. Если ответ будет расплывчатый, лучше отдать предпочтение другому вендору с более четким пониманием политики выпуска обновлений.

Необходимо быть открытым и выстраивать коммуникацию с рынком IT через различные сообщества и партнерства. Задача, которая стоит перед российским бизнесом по технологической независимости, сложная, решить ее в одиночку очень трудно. Активно получая обратную связь с рынка по опыту внедрений, рассказывая о своих кейсах, можно в разы ускорить процесс и не допустить общих ошибок.

Сначала замена, затем развитие

Российский бизнес справится с задачей импортозамещения. Это комплексный, сложный процесс, который к тому же нельзя совмещать с проектами развития IT. Сначала стоит провести замену ПО и только затем на новом стеке технологий приступать к оптимизации бизнес-процессов. Нужно двигаться постепенно, шаг за шагом. Невозможно дать исчерпывающий план действий, но описанный маршрут и риски, с которыми можно столкнуться, помогут любой компании уже через несколько месяцев иметь понятную стратегию перехода. Довести ее до реализации — посильная задача для опытного руководителя.

Следите за новостями компании IBS в соцсетях и блогах
Мнение эксперта в статье
Дмитрий Васильев
Директор по развитию ERP-решений в IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.