Любая компания, которая зарегистрирована в России и ведёт свою деятельность на территории страны, обязана вести два вида учёта: бухгалтерский и налоговый.
В статье разбираемся, какая цель у каждого вида учёта, какие между ними различия и как с помощью прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2» автоматизировать процесс обоих учётов.
Обязанность вести бухгалтерский учёт установлена Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Основная цель его ведения — формирование финансовой картины об экономическом состоянии компании.
Он включает в себя разные виды отчётов:
Бухгалтерский баланс — это отчёт, который раскрывает характеристики актива и пассива в денежном эквиваленте. В активе отражаются имущество и средства предприятия. В пассиве — за счёт каких источников они созданы.
Отчёт о прибылях и убытках отражает финансовые результаты компании и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме с нарастающим итогом с начала года до отчётной даты. Этот отчет позволяет дать оценку деятельности предприятия за определенный период.
Отчет об изменениях капитала показывает движение уставного, резервного, дополнительного капитала и отражает все изменения нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предприятия.
Он состоит из двух частей: в первой отражается информация за предыдущий отчетный период, во второй — за рассматриваемый.
Отчет о движении денежных средств показывает приход и расход денежных средств за отчетный и предыдущий периоды.
Зная финансовую картину, собственники компании могут:
Бухгалтерский учёт также может пригодиться для привлечения инвесторов. Данные из баланса и отчёта о прибылях и убытках продемонстрируют благонадёжность компании, финансовую независимость и успешность деятельности. Заполнение обязательных отчетов предприятия является одним из важнейших источников получения информации о предприятии.
Налоговый учёт регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации. Его главная цель — контроль правильности исчисления обязательств перед бюджетом по уплате конкретного налога.
Налоговый учёт нужен, чтобы:
Если компания не ведёт налоговый учёт, контролирующие органы вправе назначить внеплановую проверку, чтобы убедиться в соблюдении налогового законодательства и своевременной уплате налогов.
Регламентированный учёт в Российской Федерации состоит из бухгалтерского и налогового учёта предприятия.
Его основная цель — формирование регламентированной отчётности. Правила ведения такого учёта определены законодательно и закреплены в учетной политике предприятия.
Как устроен регламентированный учёт на предприятии, где установлена «1С:ERP»
Часто в компаниях, где ведётся регламентированный учёт, в информационной системе работают не только сотрудники бухгалтерского отдела, но и специалисты других отделов. Они вводят первичные данные, но при этом не имеют представления, как эта информация в итоге будет отражена в учёте.
Незнание нюансов учёта со стороны таких сотрудников может повлечь возникновение большого количества недопустимых ошибок.
Чтобы этого не произошло, предприятия выстраивают систему учёта первичных документов и их проверки при помощи «1С:ERP». Регламентированный учет осуществляется в программе «1C:ERP Управление предприятием 2», которая в свою очередь является одним из блоков «1С:ERP».
Это информационная система, которая обеспечивает учетные процессы всех аспектов деятельности предприятия и имеет поддержку администрирования учёта и инструменты для проверки полноты отражения хозяйственных операций. При этом состав первичных документов, с помощью которых происходит фиксация хозяйственных операций, утверждается учетной политикой организации.
В программе поддерживаются следующие системы налогообложения:
Как выглядит система первичного документооборота в компании, которая ведёт учёт в «1С:ERP»
Ведение регламентированного учета в «1С:ERP» базируется на выстраивании системы первичного документооборота. Если все документы вводятся по мере их появления с указанием необходимых аналитических признаков, тогда сотрудники бухгалтерского отдела имеют возможность выполнять оперативный контроль операций и к моменту формирования отчетности подойти с проверенными учетными данными.
В результате регламентированный учёт компании будет выглядеть так:
После внедрения «1С:ERP» бизнес может
В результате данные, которые компания получала из разных источников и информационных систем, хранятся в одном месте. Их легко найти и, если потребуется, можно оперативно отправить в проверяющие органы.
Характеристика | Бухгалтерский учет | Налоговый учет |
---|---|---|
Цель | Формирование финансовой картины компании, предоставление внутренней отчетности | Контроль правильности исчисления налогов, предоставление налоговой отчетности |
Отчетность | Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств | Налоговая отчетность, налоговые декларации |
Регулируется законодательством | Да | Да |
Внедрение в «1С:ERP» | Да, система «1С:ERP» может автоматизировать бухгалтерский учет и формирование финансовой отчетности | Да, система «1С:ERP» может автоматизировать налоговый учет и формирование налоговой отчетности |
Интеграция с другими процессами | Интеграция с управлением складом, закупками, продажами и другими процессами предприятия | Интеграция с управлением кадрами, зарплатой, производственными процессами и другими процессами предприятия |